tr
утвЕр}кдЕн
СОГЛАСОВАН
Решением педагOгическOг0
Протокол Nq 1
от < 31> августа202|r.
сOвета
Прикаrо\,t IVIБOУ СOШ NШ 14
ит\' Гк Жrrиarоо о I/лrrо^rrтfлБ^,,л^
от (31> августа202Iг. Ng 160.
порядок
обеспечения доступности объекта и предоставления услуг
инвалидам на объектах, которые невозможно полностью
приспособить с учетом их нужд
202|г.
I
1,0бшпе пOлOжениfl,
l. Настоящий Порядок предоставJIения услуг инвалидам на объектах,
которые невозможно
Порядок) разработан
Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, обеспечения
инваJIидам равных с другими грах(данами возможностей в реализации прав И
свобод, предусмотренных Itонституцией Российской Федерации, полоrкениЙ
1З декабря 2006 года и
правах инвалидов))
Конвенции ООН
Федерального закона от 24 ноября 1995 гола ЛЪ 181-ФЗ <О социальной Защите
инвалидов в Российской Федерации>.
2.Порядок устанавливает правила предоставления государственных
(муниципальных) и социальных услуг (далее - услуги) инвалидам в здании и
(О
сооружениях N4БОУ
от
СОШ Jф 10 им.
Т.П.Северова
г.
'Гуапсе
(далееучреждение), которые невозможно полностьIо приспособить (адаптировать) для
этих целей.
З. ГIорядок разрабатывается и утверждается приказом учреждения, на
балансе которого находятся и используются для rIредоставления услуг
гражданам здания, строения, соору}кения (далее - объекты), являющиеся
объектами, которые невозмо)itно полностью приспособить для оказания услуг
инв€lJIидам до их реконструкции и (или) капитаJIьного ремонта объектов.
4. Порядок включает правила предоставления услуг инвалидам в
отношении тех категорий, для которых отсутствует возможность адаптировать
учреждение полностью или на период ло реконструкции и (или) капитального
ремонта объектов.
5. Применение правил, предусмотренных Временным порядком,
обеспечивает доступность поJIучения услуг инвалидами всех категорий.
б. Учрелtдение после провеления реконструкции и (или) каIIитального
ремонта вносит во Временный порядок соответствующие изменения.
7. Приказом учреждения наiзначаются ответственные по исполнению
Порядка - доJIжностные лица.
8.
Обеспечение условий доступности для инвалидов в учре}кдении
осуществляется путем проведения мероприятий, обеспечивающих создание
условий доступности, оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров,
препятствуIощих поJIучению услуг наравне с другими лицами.
9. Последовательность действий должностных JIиц учреждения по
оказанию ситуационной помощи при предоставJIении услуг инвалидам
определяется в локапьных норматиI]ных актах.
1 0. В учрежден ии
реализуIотся следуIощLIе мероприятия:
1) организуется поэтапное достижение ус.lrовий доступности для
инвалидов и иных ма-цомобильных групп населения учреждения и
предоставляемых в нем услуг;
3
2) изданы локальные
нормативные акты, содержащие положения о
возложении обязанности по оказанию ситуационной помощи инвалидам и
иным м€}ломобильным группам населения на ответственных работников;
з) организовано инструктированио
оотрудникоts, работающих
0
П0 В0IIРOСаМ, СВЯЗаННЫМ С ОбеОПеЧениOм
дOступнOсти кOппеджА
для инваJIидов и предоставляемых в нем
с
успуг rIетом имеющихся у них
стойких расстройств функций организма
и ограничений жизнедеятелъцости.
ИНВаJIИДаМИ,
11, В
учреждеЕии организуется поэтапное
создание инвЕUIидам
следующих условий доступности
1) В ЦеЛЯХ ОбеСПеЧеНИЯ
Условий для беопрепятственного доступа в
помещеНия rIреЖдениЯ инв€tлидОв и
других м€tпомобильных цраждан вход в
здания обрадован пандусом, звонком вызова
ответственЕого сотрудника,
инф ормационными табличками.
2) организовано сопровождение инвалидов,
имеющих стойкие нарушения
функции зрения и самостоятельного передвижения, по территории
учреждения;
3) обеспечена возможность вызова работника
оказания помощи
инв€lJIиду при любых затруднениях и возникающих
вопросах при нахождении
на территории учреждения;
4) обесПечение допуска на объект собаки - проводника при наличии
документа, подтверждающего ее специ€lлъное обучение;
5) оказание инв€tлидам ситуационной помощи, необходимой
дJUI
получени,I в достУпной форме информации о правилах
предоставления
услуги;
б) оказание иной помощи В преодолении ^барьеров,
мешающих
получению инвЕlJIидами услуг наравне с другими лицами.
12' Учреждение В целях определения последователъности мер по
поэтапному повышению уровня доступности
для инв€tлидов объекiа и
предоставляемых в нем услуг организует обследование
объекта и составляет по
его результатам паспорт доступности.
13. Для проведения обследования
паспортизации в учреждении
создаетсЯ комиссиЯ по проведениЮ обследованищ организуется
их рабЪта.
:
i;"
и
14,
В
состаВ комиссии включаются
представители rIреждения,
представители местной организации общества инв€lJIидов.
15, По результатам обследования объекта комиссией
разрабатываются
предложения по принятию управленческих
решений, которые включаются в
паспорта доступности, в том числе:
- по созданию условий доступности объекта и предоставляемых
услуг с
учетом потребностей инвалидов до его полной реконструкции;
- по планированию проведения капитального, текущего
ремонтов,
реконструкции, закупки нового оборудования для повышения условий
доступности объекта и услуг.
16. Паспорт доступности и акт обследования)
разработанные комиссией,
составляются в двух экземппярах, утверждаются директором
учреждения. Один
экземпляр паспорта доступности И акта обследования предоставляется в
образования
\lпрАDлёаиё образовлнаЯ админисТрациИ муниципалънOго
Туапспнский район,
2.ПорялокПреДОстаВЛенияусЛУГинВаЛиДаМнаобъектах
(до их реконструкции,
которые невозможно полностью приспособить
инвалидов
капитального ремонта) с учетом нужд
(специалист по работе с
ответОтвенные за кнопку вьiзова персонала
обязаны выйти на улицу и оказать
сеьтьей, сторож-вахтер) u .nyru. звонка
о
1.
(дать полную информацию
помощь маломобильным гражданам
ПреДосТаВЛяеМыхУсЛУГах'оказаТЬПоМоЩЬВсоПроВожДенИИИДВиЖенИИПо
специалистов),
учреждению, сопроводить до
и состоящим на надомном
2. Гражланам, ограниченным в передвижении
на дому,
обслужив ании социальные услуги оказываются
гражданам
3. Порядок оказания ситуациОнной Irомощи маломобильныМ
в
учреждении
1.
Приказом директора учреждения назначены
сотрудники,
инвалидам и другим
ответственные за оказание ситуационной помощи
маломобильным гражданам,
2. При нахождении инвалида или маломобильного гражданина
в
помощь:
помещениях учре}кдения ему оказывается ситуационная
1) при входе и выходе из зданий;
с лестниц;
2) приперемеtцении внутри зданий, при подъеме и спуске
3) помощь при раздевании и одевании,
лица) при
3. Щействия дежурного администратора (ответственного
маломобильным
оказании ситуационной помощи инвалидам и другим
гражданам:
1)ПрИНиМаЮТЗВонокоТИнВаЛилаИЛИДрУГоГомаломобилЬноГо
гражданина об оказании помощи;
2) сообшдают ответственным
маломобильного гражданина.
лицам о присутствии инвалида или
в
при
оказании
гражданам:
ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным
1) по монитору видеонаблюдения видят посетителя с ограничением
передвижения, вьiходят на улицу, открывают входные двери;
2) оказывают помощь при входе в здание учреждения;
3) уточняют, какой помощи нуждается инвалид или другой
маломобильный гражданин, цеJIь посеrrlения;
4) сообщают ответствеЕIным лицам о присутствии инвалида или
маломобилъного гражданина;
5) направляют инв€tлида или маломобильного гражданина к месту
ожидания (в холлах 1 этатrа) и обесrrечивают его сопровождение до места
ожидания следующими методами
4.
Щействия сотрудников охраны
в
:
учрех(дении
5
а) инваJIиду с нарушением слуха ладонью ук€tзывают на стул и
предлагают сесть (приглашающий жест);
б) инваJIиду с нарушением зрения снач€ша дается возможность
в проот!]а]rотЕд_ IJ^o6r,.',,'"l\,r6 пбgрбёЁутLё
руке, предложить пройти к месту ожидания, сопровождая движение
поддержкой инвалида за локоть/руку или направлять его словами (например,
СОРИеНТИРОватЪся
немного левее, правее).
5. ,Щействия ответственных лиц при ок€вании
инвЕLлидам и другим маломобильным гражданам:
ситуационной помощи
1) при встрече с инв€lJIидом или маломобильным гражданином
ответственное лицо должен сообщить свою фамилию, имя, отчество, должность
и выяснить, по какому вопросу обратился гражданин. Узнать фамилию, имя,
отчество посетителя. В случае сложностей с устным общением необходимо
вести диапог в писъменном виде, в зависимости от физических особенностей
человека, личный прием осуществляется в холле первого этажа или в кабинете
Ns 6;
2) в случае препровождения инв€tпидаили маломобильного |ражданина в
кабинет, ответственное лицо должно соблюдать следующие нормы:
а) инвалиду с нарушением слуха предлагается следовать за собой. Спова
сопровождаются доступными и понятными жестами. В кабинете следует
указать рукой на место, куда гражданин может присесть;
б) инвалиду с нарушением зрения необходимо предложить помощь по
сопровождению в кабинет. Предложить незрячему самому выбрать, с какой
стороны ему удобно идти (обычно это сторона, свободная от трости), при
передвижении инвЕtлид держится за специЕ[писта рукой. При спуске ИЛИ
подъеме по ступенъкам вести незрячего перпендикулярно к ним и обязателЬно
покЕвать перила. Проходя двери ипи узкие проходы, всегда июи впереди, рукой
направляя инв€Lлида так, чтобы он шел следом за специмистом. В КабИНеТе
необходимо подвести инв€}лида к стулу и направитъ его руку на спинкУ СТУЛа;
в) инваJIиду, испытывающему трудности при передвижеНии,
ПРИ
сопровождении предлагается необходимая помощь;
г) инваЛиду С нарушением интеллекта предлагается следовать за собой,
перед ним открывается дверь, предлагается занять место посетителя;
д) инвапиду или другому ма-помобильному гражданину предлагается
помощь при раздевании/одевании.
6. Организация личного приема инвыIида с нарушением слуха:
1) для привлечения внимания необходимо назватъ инв€tпида пО иМени И
отчеству, d, в случае отсутствия реакции, слегка прикоснуться к его руке или
привлечь его внимание жестом;
2) в случае сложностей с устным общением необходимо вести диаJIог в
письменном виде;
возникновении необходимости ознакомления с ДоКУМеНТаМИ,
предоставляемыми инв€UIиДоМ, ответственное лицо комментирует документы,
которые нужны для решения вопроса, связанного с личным обращением
3) при
В
отвстQтвеннос
ИНВ2ЛИЛ2
случае предOставления
лицо
в
письменном
НеIIOлнOг0 к0]\4IIлекта дOкументOв,
виде сообщает инвалиду
перечень
недостающих документов;
4) необходимо соблюдать общие этические нормы общения с инвалидами
с нарушением слуха - не указывать на грамматические ошибки, не делать
замечания по устной речи.
7. Организация личного приема инвалида с нарушением зрения:
1) при общении необходимо учитывать IIостоянную необходимос,Iь
инвалида в ориентации в пространстве. Если ответственное лицо перемещае"гся
по кабинету или покидает его - свои действия сопровождает голосом. Если в
ходе личного приема возникла необходимость приглашения других
сотрудников, нужно представить их и дать им возможность выразить свое
присутствие голосом;
2) при возникновении необходимости ознакомления с документами,
предоставляемыми инвалидом, не нарушается IIорядок их расположения.
Необходимо комментировать свои действия и называть документы, которые
нужны для решения воIIроса) связанного с JIичным обращением инвалида. В
случае предоставления неполного комплекта документов, ответственньiй
специалист в письменном виде сообщает инвалиду перече}Iь недостающих
документов, а также, по просьбе инваllида, записывает инсРормацию на его
диктофон;
случае необходимости подписи инвалида
документе,
ответственный специаJIист полностью читает его, убеждается в понятии
инв€lJIидом излоrкенной информации, предлагает помощь в подписании
документа - располагает документ, под активную руку, направляет
указательный палец этой руки в место, где должна начаться подпись. Инвалид
может использовать факсимильное воспроизведение подписи;
4) необходимо соблюдать общие этические нормы общения с инвалидами
с нарушением зрения - избегать излишней жестикуляции) в случае
необходимости чтения документа Ilредупредить инвалида о начале действия,
обеспечить отсутствие шумовых явлений в кабинете.
8. Организация личного приема и}Iвалида с интеллектуальными
нарушениями|
1) при общении необходимо испоJIьзовать конкретные формулировки,
излагать информацию достуIIным и понятным языком. Речь доля(на быть
спокойной, без колебаний тембра и скорости изложения. При возможности
устная информация должна сопровождаться иллюстративным или письменным
материалом.
9. По завершениIо личного приема ответственное Jiицо сопровождает
инвалида или маJIомобильного гражланина до выхода из здания учрея(дения.
3) в
на
4. Порядок предоставления услуг инвалидам
(до их реконструкции,
капитального ремонта) с учетом нужд инвалидов
7
Категория: инвалиды, использующие кресло_коляску (к), с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (О), слепые и слабовидящие
(с),
Порядок предоставления уалуг:
1. Пр'
ПояВлениИ
ИнRАпuдя,
лёýr}/рIllll',
од*, rrrr.rcTp€4.,p
rr \riJ
cL.tYL
члJ lл,
r'\JJ l
DгtU
сообщает об этом в руководству
учреждения.
После получения информации о необходимости приема
маломобильного |ражданина, сотрудники
учреждения незамедлительно
оказывают цомощь гражданину в следовании к месту, предн€lзначенному
для
окЕLзания услуг.
з. Сотрудники учреждения оказывают максим€Lльное содействие
2.
инваJIидам, использУющим кресло-коляску и инвалидам с нарушен иями
опорно-двигательного аппарата в перемещениях внутри помещений
учреждения, включая, При
помещения.
необходимости, санитарно-гигиенические
4. При необходимости покинуть здание, сотрудники
учреждения также
оказывают инвЕtлидам максим€tльно возможную помощь.
5. Предусмотрена возможность выездного приема (на дому) инвалидов,
не имеющим возможности самостоятельно обратиться в
rIреждение.
правила общения с человеком, имеющим инвалидность:
о
При общении с человеком в инвалидной коляске, необходимо
сделатъ так, чтобы ваши глЕIза находились с его глазами на одном
уровне.
о
Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека.
не облокачивайтесь на нее, не толкайте. Начатъ катитъ коляску без согласия
инваJIида * тО же самое, что схватить и понести вещи человека без его
разрешения.
о
Любое вспомогательное приспособление (трость,
инвЕlJIиднЕ}rI
коляска, костыли и т.Д.) - это чья-то собственность, которую надо
уважать. Не
перемещайте, не берите их, не получив разрешения
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
'
Предлагайте помощь, если нужно открытъ тяжелую дверъ. Если ваше
предлоЖение о помоЩи принято, спросите, что нужно делатъ, и четко следуйте
инструкциям. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы и
как их можно устранить.
о
Помните, что, как правило, У людей, имеющих трудности при
передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
.
Предлагая свою помощь, человеку имеющему нарушение по
зрению, направляйте его, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно
ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащитъ его за собой.
о
опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о
препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте
рывков, резких движений.
о
всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас
не видит, а не к его зрячему компаньону.
Всегла назъtваЙrе себя и представляй,rе других собеседников,
т2 I1]Tie
а
оста пьных пOисутствуюцих,
его,
Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживаите
вы общаетесь с
а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда
того, к кому вы
группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называтъ
о
и инструкций, которые
где-то
uPy.IKa находится гдс
обычно сопровождаются жестами, выражений вроде . Старайтесь быть точными: <Ручка находится по
Категория: глухие и слабослышащие (Г)
Порядок предоставления услуг:
1. Щля общения с глухими и слабосjIышащим гражданами рекомендовано
использовать монитор компыотера и клавиатуру, .цибо письменные
принадлежности (бумага, авторучка, карандаш),
2. Ifеобходимо в полной мере письменно информировать глухого или
ясно
слабослышащего гражданина о своих действиях, четко, кратко, предельно
излагая мысли.
3. В случае необходимости проводить гражданина к выходу из здания.
правила общения с человеком, имеющим инвалидность:
.
Прежде чем заговорить с человеком, У которого понижен слух,
дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать,
о
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите
прямо на него. Не затемняйте
свое jlицо и не загораживайте
волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник
его руками,
должен иметъ
возможность следить за выражением вашего лица,
Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе,
говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (сниrкение слуха, как
ни странно, часто сопрово}кдается гIовьiшением чувствительности к громким
о
звукам).
Некоторые люди могут слышать, Но воспринимаIот отдельные
звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая
подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту
о
голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
о
Чтобы привлечь внимание человека, котоРЫЙ ПЛОХО СЛЫШИТ,
назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же
помахать рукой.
о
Говорите ясно и ровно. Ile HyrKHo излишне подчеркивать что-то.
кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и
говорить ясно и медленFIо, использовать простые фразы и избегать
несущественных слов.
свое
Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать
предложение. HyxtHo использовать выражение лица, х(есты,
телодвижения) если хотите подчеркнуть или прояснить смысJI сказанного.
9
о
собеседник.
о
убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас
Иногда контакт достигается, если
IIJегIотоМ_ В этоrrП alayaIa,g уJIу-.'.тr.,.-геп o,PTtlItyJ|r'цllrt
губ.
неслышащемуI
IJ
I,Ф,
-r I
\J trбJrUI
.la:tu
говорить
t чrUп.иlU
U
Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер,
технический или лругой сло>lсный термин, адрес, напишите ее, так, чтобы она
была точно понята.
О
ЕСЛИ СУществуют трудности при устном общении, спросите, не
будет ли проще переписываться.
О
ОЧеНЬ ЧасТо глухие люди используют язык жестов. Если вы
общаетесь через сурдопереводчика, но забудьте, что обращаться надо
непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Не ВСе ЛЮДи, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше
ВСеГО СПРОСИТЬ об этом при первоЙ встрече. Если ваш собеседник обладает
этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо
прочитываются.
Категория: Инвалиды с нарушениями умственного развития (У)
Порядок предоставления услуг:
1. Оказание государственных услуг инвЕlлидам с нарушениями
УМСТВеННОГО Р€}ЗВИТИЯ, В слr{ае недееспособности инв€tлида осуществляется
при участии опекуна.
2. В СлуТае дееспособности инв€tлида с нарушениями умственного
Р€lЗВИТия, необходимо более детально, подробно, образно, чем при работе с
лЮДьми, не имеющими таких нарушений, излагать свои мысли, быть особенно
толерантными и терпеливыми.
4. Необходимо дать письменные р€lзъяснения по вопросу обращения
|РаЖДаНИНа, УКаЗаТь, какие деЙствия были предприняты сотрудником,
проводящим приём, изложить требования к гражданину, например, по сбору
недостающих документов, указать о необходимости повторного визита и т.д.
5. В слу"lае необходимости проводитъ гражданина к выходу из здания.
Правила общения с человеком, имеющим инвЕlJIидЕость:
.
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
о
Не д}майте, что вас не поймут.
о
Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в рЕlзвитии
имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
о
Будьте готовы повторитъ несколько р€lз. Не сдавайтесь, если вас с
первого раза не поняли.
о
Говоря о
шагам)). Щайте
того, как вы
]',]
,-.
,. :"
_,.|l,
возможность обыграть каждый шаг после
?.,
'z-,,